Колокольчики и народные промыслы

Вологодское кружево

Кружево – старинный вид декоративно-прикладного искусства. По данным археологии и истории искусства, существуют предположения, что кружевоплетением занимались еще древние египтяне и греки. Так же известно, что с конца XV – начала XVI в. кружево получило распространение в Европе. Наиболее древним центром кружевоплетения является Италия, а так же Фландрия и Франция.

Колокольчик

Работа воспитанницы Вологодского детского дома.
Коллекция А.Салкуцан

Колокольчик

Работа воспитанницы Вологодского детского дома.
Коллекция О.Поповой

Первые сведения о кружевоплетении в России относятся к XIII в. В давние времена кружево использовалось в основном для украшения нарядов и церковных облачений. Заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Кружевные изделия были распространены как при царском дворе, так и в купеческой, и в крестьянской среде. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды образоваласьартель, в ней трудились десятки крепостных девушек-кружевниц, подражая западноевропейским мастерам. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах.

Вологодское кружево

Вологодское кружево на Всероссийской художественной выставке
"Современное народное искусство России". Вологда, 2008 г.
Фото В. Леонова

Русское название промысла родственно словам "кружить" и "окружать". Вероятно, этому послужило его назначение"окружать" нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Так же характерной особенностью являетсяповторение узора, или изображение снежного "кружева" метели.

С начала XIX в. помимо кружева ручной работы появилось и кружево машинное. Изготовление изделий на станке занимает гораздо меньше времени и стоит дешевле, но это не привело к угасанию старой традиции. Ручная работа ценится гораздо выше и имеет большую художественную ценность, каждое изделие имеет свой неповторимый узор.

Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно используют "натуральные" белые или жемчужно-серые нити,но бывают и цветные кружева.

Вологодское кружево

Вологодское кружево на Всероссийской художественной выставке
"Современное народное искусство России". Вологда, 2008 г.
Фото В. Леонова

Все основные узоры (сюжеты) в вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Линия нигде не перекрещивается. Изображения чётко вырисовываются на фоне ненавязчивыхпереплетений, решеток, звёздочеки других декоративных элементов, насновок. "Насновки" – элементы в виде плотных овалов или квадратиков. Они заполняют пространство, ограниченное тесьмой. Фоном для узора является ажурная решетка из тонких шнурочков ("плетешков"). Отвивные петельки (крученые нитки на плетешках) придают кружеву воздушность.

Главным инструментом для плетения служат коклюшки (точеные или резные палочки, один конец которых утолщен, а на другом имеется выступ для наматывания ниток). В зависимости от сложности выплетаемого узора, используется разное число коклюшек. Коклюшки изготавливают из разных пород дерева: из клена, яблони, калины, можжевельника, ели.

Для плетения кружевницы используют специальный валик (набитый соломой или овсяной шелухой), оборачивают бумажным сколком и укрепляют на специальной подставке. На сколок заранее наносится рисунок, который определяет кружевной узор. В валик со сколком втыкают булавки, они удерживают и закрепляют нити во время плетения (через них нити перекидывают). Необходимо заранее точно рассчитать каждый узелок, каждую ниточку, иначе малейшая ошибка может привести к порче всего изделия.

Раньше работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира. Владелец сколка,как правило, являлся достаточно богатым человеком. Средства на приобретение нового рисунка порой приходилось собирать всей деревней. Затем на ярмарке все собранные деньги отдавали торговцу кружевами за возможность перерисовать его сколок. Такие рисунки бывали неточными и поэтому деревенские кружева часто имели неровный рисунок.

Характерными признаками любого кружева является прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость. Вологодское кружево отличаетсябогатым орнаментом, особой плавностью линий узора, ритмическим повторением элементов орнамента.

Воздушность и "музыкальность" ручной работы вологодских мастериц-кружевниц ценится по всему миру, а сохранившиеся традиции русских народных промыслов являются живой памятью, связью времен.

В ноябре 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Анна Горбунова

http://nason.ru/volkrugevo/
http://www.vologda.ru/vologda/kruzhev2.htm
http://ru.wikipedia.org/