Столицы мира в колокольчиках

Рим


Колокольчик

Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Коллекция А. Симкина

Колокольчик

Коллекция А. Салкуцан

Колокольчик

Коллекция С. Нарожной

Колокольчик

Коллекция С. Нарожной

Рим, здравствуй!

Так захотелось мне воскликнуть, когда мы зашли в огромный железнодорожный вокзал Рима. Желание, с одной стороны, объяснялось некоей приподнятостью момента, а с другой, тем, что встреча с Римом произошла с непредвиденным опозданием.

По неведомой причине поезд из Неаполя отправился позже на 40 минут и на те же 40 минут позднее прибыл в Рим. По поездному радио объявили, что желающие могут пройти в специальную кассу на вокзале и получить 50% возмещение за моральный ущерб. Конечно, первым делом мы двинулись в нужную кассу. В очереди нашелся англоговорящий господин, который Арту объяснил всю процедуру, включая и заполнение какого-то купона.

Нам так и так надо было покупать обратный билет, а тут мы его приобрели к тому же за полцены. Учитывая, что цены на железнодорожные билеты в Италии совсем даже не низкие, Арт очень обрадовался неожиданному обстоятельству и с удовольствием помахал передо мной двумя билетами по цене одного.

Гостиница наша располагалась совсем рядом с вокзалом. Когда добрались, захотели есть. Внизу, на узкой улице, и справа, и слева, и наискосок, и напротив – везде ресторанчики. Заходи – не хочу! Я ела не просто типично римскую еду, а классический вариант. Называется по-итальянски trippa alla Romana, т.е. требуха по-римски. Вкусно, страх!

Просто хочу бродить по улицам Рима!

Так я начала роптать, учуяв, что Арт не возражал бы еще остаться в Соборе Святого Петра. Я же притомилась от пребывания внутри помещений, от изобилия искусства, которое надо воспринимать, переваривать. Мне захотелось наружу, на улицы, на свежий воздух, захотелось перейти от искусства к архитектуре. Рим ведь славен и как архитектурная столица мира.

Другая причина моего роптания была совсем не возвышенной, а насквозь обывательски-приземленной. Чувствую, Арт всем так очарован и восхищен, что до земных забот ему и дела нет. Я о чем? О покупках, конечно. Посещение магазинов в Артову программу пребывания в Риме вообще не входило. И я сильно заволновалась, тем более, что в наш визит вклинивалось 1 мая, никчемушный праздник, когда всё в Риме закрыто, и поэтому этот день для покупок выпадал напрочь.

Арт, правда, моим доводам внял, и мы поехали на пьяцца дель Пополо, откуда веером расходятся три античные улицы. Одна из них, виа делла Кондотти, считается самой экстравагантной улицей Рима. На ней сплошь модные магазины. На другой из "веера", виа дель Бабуино, сосредоточены антикварные магазины. А параллельно ей проходит улица художников, где прожил свои последние годы великий Феллини.

Испанская лестница

Испанская лестница

Всегда любопытно читать путеводители. Основной, которым я пользовалась, переводной. Написан немецким автором и издан в Германии, и переводной вариант тоже издан там же. Так вот, в который раз убеждаюсь, что, сколько бы за границей ни говорили о богатстве русской культуры, знают из нее разве что Толстого да Достоевского. Ну, может, специалисты назовут еще имена, а так только Львом Николаевичем да Федором Михайловичем вся необъятность русской культуры и ограничивается, как правило.

В моем путеводителе о Риме, например, нет ни одного упоминания о пребывании в нем кого-нибудь из деятелей русского искусства или литературы. А ведь русские очень любили Италию за мягкий климат, за теплое море, за синеву неба, за музыкальность, за историю и проводили здесь годы жизни. Кто только сюда ни приезжал, русских в Риме было несчетно: Волконские и Тургеневы, Герцен, Вяземский, Жуковский, сам Достоевский, Савва Мамонтов, Суриков, да из художников все, наверное, здесь бывали, скульптор Антокольский, Ахматова. Это я так, навскидку вспомнила. Русские в Риме или шире, в Италии, – вообще отдельная тема разговора.

На той же виа Кондотти в кафе Greco сиживал Гоголь, обдумывая "Мертвых душ". О Риме он писал с восторгом, кстати. Но в путеводителе, рассказывая об этом же кафе, автор упоминает только Гете.

К сожалению, в Риме нет памятных досок на домах. А ведь как удобно и познавательно в Москве, например. Идешь, ага, на доме доска, значит, не простой дом, кто-то здесь бывал. Останавливаешься, читаешь. А в Италии надо ходить с путеводителем в руках, что я и делала, и всё держать в памяти. А это трудно, ведь хочется просто идти и смотреть.

Так мы дошли до знаменитой Испанской лестницы, объекта бесконечного фотографирования и места встреч. Ее построили в 18 веке на деньги французского короля Людовика XY. Лестница чудо как хороша, на ее ступенях в любое время суток сидит народ. По бокам и посередине она покрыта шапками цветущих азалий цвета перезревшей малины.

Познаём Рим

На 1 мая мы спланировали наши экскурсии так, чтобы и дальше продолжать осмотр достопримечательностей и чтобы они не оказались закрытыми. Поэтому с утра решили отправиться на автобусную экскурсию по городу. Она очень удобно начинается от вокзала, куда нам три минуты пешком от гостиницы.

Что касается расписания движения транспорта (автобус, поезд, паром), итальянцы абсолютно непунктуальны. Мы купили билеты, зашли в автобус, равно как и другие туристы, потом нас попросили из него выйти и объявили, что на экскурсию пойдет следующий через 20 минут. 20 минут превратились в 45.

Фонтан Наяды на площади Республики

Фонтан "Наяды" на площади Республики

Экскурсия продолжалась 2 часа, и, проезжая кое-какие места, мы решили туда еще раз вернуться. Но сначала отправились на виллу Боргезе. Эта вилла до 20 века являлась владением итальянского королевского дома, а потом стала городской собственностью. До музея, где хранятся коллекции живописи, мы не дошли, а ограничились прогулкой по парку. Он очень большой, кое-где грязен, прудик крохотный, хоть и с водоплавающими. На одной из аллей, как приятно, я увидела статую Пушкина. Это дар Москвы Риму, преподнесенный в 2000 году, так сказать от Рима третьего Риму первому.

Намного интереснее получилась у нас вторая половина дня. Мы бродили по некогда центральному району как папского, так и аристократического Рима. Называется он пьяцца Барберини. Там много респектабельных гостиниц, в холлы которых мы не преминули зайти, фонтанов, бессчетных кафе с летними верандами. Одно из них мы искали специально. О нем в книжке написано, что там надо заказать слоеные пирожные с кремом – знаменитые millefoglie. И что вы думаете? Кафе по указанному адресу мы нашли, оно оказалось очень достойным, с официантами с галстуками-бабочкой и публикой не туристического вида. Я обратилась к импозантному бармену и, тыкая в книжечку, попросила пирожных. К моему немалому удивлению выяснилось, что они уже, увы, сегодня кончились, что их надо заказывать с вечера и, если мы это сделаем, то сможем завтра попробовать. Из этого кафе я тоже взяла в коллекцию салфетку, которая теперь напоминает, что так и не удалось мне поесть каких-то известных пирожных. И ведь, наверное, вкусных.

Обедали мы как раз напротив Музея капуцинов. Вход в музей отдельный, как в подвал. Да это и есть подвал, склеп на самом деле.

Я не уверена, что то, что мы там увидели, есть где-либо еще. Снимать любыми камерами там категорически запрещено, но можно покупать открытки с видами. Хотя слово "вид" здесь не вполне уместно.

Капуцины – это члены католического монашеского ордена, основанного в 16 веке как ответвление Ордена францисканцев в Италии. Название свое получили от носимого ими остроконечного капюшона (итальянское слово: cappuccino).

В 1613 году монахи-капуцины перебрались на жительство в этот монастырь, от которого осталась нынешняя церковь и кладбище. Останки усопших монахов из прежнего монастыря перенесли сюда и перезахоронили. Потом монахи умирали, и их хоронили тут, но не всех. Кости 4000 тысяч тел были собраны, и каждый склеп подземелья, а именно стены и потолки, были, как бы это уместнее выразиться, украшены человеческими костями.

Кости собирались аж до 1870 года, а потом из них выложили узоры на стенах и потолках, вдоль стен кости уложены штабелями, иногда напоминающими поленницы, а иногда и не знаю что. Впечатления от увиденного, ну, очень уж странные. Из текста открытки я так и не смогла понять, зачем монахи это делали, ведь это же не по-христиански. А мысль "Смерть закрывает ворота времени и открывает ворота вечности", что они хотели донести до потомков, можно ведь было выразить и по-другому.

Как какой-нибудь циник Базаров я подумала, что сюда хорошо придти студенту-медику. Он сразу должен определить, где какие тут кости. А они ведь подобраны одна к одной.

Фонтан Треви

Фонтан Треви

Приведу отрывок описания одного из склепов (перевод мой). "Склеп костей бедра и голени. Центральная овальная рамка на своде склепа представляет собой сочетание челюстных костей, украшенных позвонками, а с другой стороны два больших цветка сделаны из лопаток со свисающими из них позвонками".

Ну и всё остальное примерно в том же духе, там и черепа, и скелеты вперемежку с цветочными орнаментами из них же.

Другие наши экскурсии не были такими шокирующими. А даже совсем наоборот.

Рим, как известно, стоит на семи холмах. Мы нашли и забрались на самый высокий из них, откуда видна панорама города. Отсюда совсем рукой подать до самого популярного фонтана города. Он называется фонтан Треви.

К площади фонтана ты уже идешь в плотной толпе народа, а уж около него самого – просто столпотворение. Все ведь норовят и сфотографироваться, и просто посидеть, и обязательно кинуть монетку. Мы тоже кинули. Считается, что тогда еще раз приедешь в Рим. Кидать надо не абы как, а правой рукой через левое плечо, стоя при этом к фонтану спиной.

Фонтан – целый водный замок со скульптурами, нишами и барельефами. Там каждая фигура – символ и аллегория, а всё вместе – история, мифы и предания.

Исполнив долг туристов с монеткой, пешком (всё пешком) двинулись дальше, к Пантеону. Заблудиться невозможно: туда от фонтана идет плотная толпа, а навстречу нам – другая в обратном направлении. Улочки мощеные, узкие-узкие, на каких – кафе, на каких – музыканты уличные играют, на каких – магазинчики совершенно необыкновенные. Как например, один, что пропустить было невозможно. Еще у входа заметили деревянную фигуру Буратино, а уж внутри... Во-первых, всё деревянное: машина, лошадка, самокат, часы, колокольчики (один с деревянной кошечкой куплен в коллекцию), еще что-то, во-вторых, всё работает: часы ходят, машина ездит. Я была в восторге.

Сам Пантеон по случаю праздника оказался закрыт, но мы не расстраивались, потому что он так и так был у нас запланирован на завтра, а вокруг было просто ужасно интересно.

На другой улочке мы увидели доселе невиданный аттракцион. На пьедестале, роль которого исполнял обычный ящик, стоял человек-статуя. Он – живой человек, но открытые участки кожи (лицо, шея, руки) и костюм были одного цвета. Кожа, наверное, чем-то намазана. А вот из чего сделан костюм, что он выглядит мраморным, с правдоподобными всеми полагающимися складками, – непонятно. Так вот, "статуя" стоит с вытянутой рукой совершенно неподвижно, не мигая и не дыша. Многие, невнимательные, так и проходят мимо. Уж чего-чего, а статуй в Риме хватает. И не обращают внимания на плошку или кепку на мостовой, куда надо бросать монетки за тоже искусство. Не каждый раз, но после какого-нибудь очередного опускания денежки, статуя оживляется, причем двигается именно как ожившая статуя, а не как живой человек, и жмет руку прохожему или делает еще какой-нибудь жест, ничего, конечно, не говоря при этом. И тут же мгновенно снова застывает.

Арт снимал одного такого "артиста" и веселился, как дитя.

Пантеон

Пантеон

Откуда Рим пошел

Вот и наступил последний день нашего пребывания в Риме. Те его места, что мы запланировали для осмотра, по логике и хронологии, конечно, надо посещать в день первый. Но в жизни часто многое происходит как раз логике вопреки.

День мы начали с осмотра Колизея, огромного 4-этажного сооружения. Мы приехали до открытия и удивились, что вокруг, на газоне, в спальных мешках и на каких-то подстилках спали то ли бездомные, то ли туристы-экстремалы. Их никто не прогонял. Вокруг очень грязно и намусорено. Времени 9 утра, а римские дворники (и это у одной из главнейших достопримечательностей!) только-только берут в руки метлы. Я еще в аэропорту заметила, что и пограничники на паспортном контроле работают еле-еле, ни шатко ни валко.

Мы быстро купили билеты и прошли вовнутрь, и тут же стали прибывать автобусы с туристами, и у входа выстроилась огромная толпа! Нигде не видела туристов больше, чем в Риме.

Колизей – это, по сути, крытый стадион. Для защиты зрителей от солнца и дождя над всем амфитеатром натягивался тент. Несмотря на то, что Колизей вмещал до 50 тысяч зрителей, существовавшая система галерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания.

Вплоть до 405 года н.э. в Колизее проводились гладиаторские бои, а до 526 года – бои гладиаторов с дикими зверями. Публика требовала хлеба и зрелищ, и игры в Риме всегда служили залогом политической стабильности, а собственная абсолютная власть цезарей оставалась вне посягательств.

Не доказано, пишет моя книжечка, что в Колизее происходило глумление над первыми христианами, хотя на мысли об этом наводит установленный внутри громадного здания большой крест. Позднее Колизей становится святым местом, где устраиваются на Пасху крестные ходы, и в них принимает участие сам Папа.

Холм Палатин считается колыбелью Рима. По преданию, город был основан 21 апреля 753 года до н.э. Именно в этот день близнецы Ромул и Рем заложили на Палатинском холме город Roma, Рим – по имени одного из братьев. Однако прежде здесь существовало греческое поселение. А уж совсем в приснопамятные времена, этак 130 тысяч лет назад, тут жили неандертальцы. Так вот, уже именуясь городом, Рим состоял из хижин, крытых соломой. Якобы в такой же хижине на Палатине жил и сам Ромул, правивший до 715 года до н.э. Античные авторы утверждали, что он был похоронен на главной площади города под неким "черным камнем". Историки скептически относились к этим сведениям, но в 1899 году на краю Форума археологи всё-таки отыскали большую могильную плиту. Сейчас это место официально именуется могилой Ромула.

На Палатино мы гуляли по чудным Фарнезским садам, разбитым еще в 16 веке, дышали медом, видели лимонные деревья с ветками, отягощенными плодами, с цветами, названий которых я не знаю. Если эти сады считать ботаническим садом, то он самый древний в мире.

Римский форум

Римский форум

Когда мы спустились на Форум, солнце стало безжалостно жарить, и я опять притомилась от вида одних руин, ибо Форум сейчас – огромное поле, усеянное разбитыми колоннами. А ведь в период Империи здесь сосуществовали курия, сенат, соборы, административные здания и трибуналы, проходили собрания и празднества.

На Форуме, к сожалению, нет никаких указателей, что есть что. Приходится без конца читать свои книжки и гадать, та ли эта развалина, на которую глядишь, или речь идет о чем-то другом. Очень неудобно. А ведь каждое здание или то, что от него осталось, – ужасно интересная история.

И вот мы опять у Пантеона. Заходим внутрь. Несмотря на жару на улице, здесь прохладно. Так приятно сесть и осмотреться. А смотреть есть на что.

Пантеон – это колоссальный храм, построенный в 27 году до н.э. В центре купола – дыра, 9 метров диаметром, через которую проникает свет, и внутри поэтому светло. В мраморном полу сделаны специальные дренажные отверстия, через которые уходит попавшая с дождем вода.

В Пантеоне находится могила Рафаэля. Около нее всегда толпятся люди, и лежат живые цветы.

Сложно, да и нет нужды, наверное, описывать все наши похождения. Закончу вот чем. Конечно, мы не могли не посетить Капитолий и Капитолийские музеи. Многие их сокровища помнятся по картинкам из учебника истории 5 класса, а другие, копии, конечно, многажды осматривались нами в Музее им. Пушкина в Москве.

И напоследок. Римская империя была могучей цивилизацией, обогатившей человечество такими достижениями, открытиями и изобретениями, к которым оно за века вполне привыкло. А если вспомнить? Ну, вот, например: беспрерывно воевавшим римлянам надоело каждый день с наступлением сезона дождей останавливать свои легионы. Они стали мостить дороги камнем, чтобы колесницы не вязли в грязи. Первая такая дорога была построена в 312 году до н.э.

Римляне стали первыми строителями цирков, стадионов и водопроводов. Вода по акведукам поступала в фонтаны, которые существовали тогда совсем не для красоты, а имитировали источники, и жители брали из них воду. Само слово фонтан восходит к латинскому fontis, что значит "источник", и вода в те времена в них не била струями вверх, а стекала.

Один из римских акведуков мы видели из окон поезда. Жители Рима почти не знали желудочных заболеваний, поскольку вода проходила тройную очистку – через угольные, песчаные и травяные фильтры. К IY веку в Риме действовало около 800 фонтанов и свыше сотни общественных бань.

Отдельная, как говорится, песня – культура и искусство Древнего Рима и их влияние на развитие культуры других стран.

Вот, сказала я Арту, мы и побывали во всех трех Римах. Первый Рим – сам Рим, второй Рим – Константинополь (нынешний Стамбул) и третий Рим – наша Москва. Хорошо!

Лариса Францек, 2003 год
Фото Анны Барановой